Инга Карабинская: «Чтобы себя дарить, собой нужно стать»

Не буду скрывать, что с Ингой Карабинской мы знакомы уже не первый год, но я бы назвала наше знакомство поверхностным, шапочным.  К моему сожалению, не возникало прецедентов подружиться, а взрослые не могут просто подойти и сказать: «Давай с тобой дружить», им поводы подавай!  И, наконец, такой повод появился. При этом мне кажется, что мы дружим уже давно, нас много лет объединяют её стихи. Они – про меня. Инга  – поэт, и этим всё сказано. Она не может не притягивать, также как и её стихи. А складывает слова в настоящие произведения искусства она, ни много ни мало, с 14 лет, как минимум половину своей жизни. Недавно у Инги вышел новый сборник стихов «Тридцать».

– Инга, откуда у тебя такая любовь к слову?

– Начиная с трёх лет, меня оставляли с книгами наедине. Отчасти это было связано с занятостью родителей. Передо мной просто клали стопку детских книг, объяснив, что в них можно смотреть картинки, а можно их читать, но в любом случае обращаться с ними нужно очень бережно. Сколько себя помню, я сидела и перебирала эти книжки, читала их. Мне это занятие не надоедало, хотя произведения были одни и те же. Может быть, отчасти это повлияло на мою любовь к слову.  Сказалось ещё и то, что я практически не ходила в детский сад, то есть в детстве счастья общения с дружной толпой сверстников, слава богу, была начисто лишена. Опять-таки я была наедине с книжками, пластинками. Читала я практически постоянно.

– Тогда и развлечений других было мало для детей, поэтому у детей лучше работала фантазия. В моём детстве, а мы с тобой, что называется «из одной песочницы», из развлечений были ещё диафильмы…

– О да! Это вообще отдельная тема для разговора. У меня был огромный пакет с диафильмами. Было несколько проекторов на любой вкус: стандартный, «совковый», который был в каждой второй семье. И потом папа съездил в крутую командировку в Минск и привёз оттуда россыпь всяких сокровищ, в том числе и ручной маленький проектор, а к нему несколько плёнок, которые можно было смотреть на свет. Там можно было в беззвучном режиме посмотреть даже «Ну, погоди!» Я автоматически стала звездой двора. Маленький, оранжевый проектор, как сейчас помню. Родители боялись, что может он мне не понравится, а я с ним вообще не расставалась.

– Да, все мы родом из детства. А во что ты ещё играла, будучи ребёнком?

– В наследство от родителей мне перешла коллекция календариков и обалденно крутых фантиков. Мы с двоюродной сестрой наткнулись на них, наводя «порядок» у бабушки с дедушкой  в шкафу. Несколько огромных коробок с альбомами, в которых были аккуратно разложены фантики от конфет  середины двадцатого века, разрисованные вручную, невероятно красивых! Что-то коллекционировать самой у меня никогда не хватало терпения.

– Поэт, на мой субъективный взгляд, это вечное дитя, всю свою жизнь ищущее ответы на жизненные вопросы. Как ты сохраняешь в себе ребёнка?

– У меня, скорее, другая проблема: я никак не могу разбудить в себе взрослого.  Каждый день напоминаю себе, сколько мне лет. Недавно наткнулась на замечательную фразу: «Неужели каких-то 20 лет назад люди моего возраста казались мне взрослыми». Или ещё, как говорит один мой друг, тяжело подросткам до 70 лет. А чтобы выпестовать в себе этого ребёнка, проблем нет никаких.

– Говорят, художника, а уж поэта, тем более, обидеть легко.  Как ты защищаешься в таких случаях? Как относишься к критике в принципе?

– Ага, художника обидеть легко, а вот пережить удар мольбертом нелегко (улыбается). Я никогда не защищаюсь в таких случаях. Во-первых, критика – это огромная ценность, когда она действительно конструктивна, и идёт к повышению уровня, качества, к переосмыслению текста. Потому что авторская слепота присуща абсолютно всем. Когда ты смотришь на написанное тобой год назад, то воспринимаешь текст совсем иначе. Можешь, к примеру, увидеть находки, но можешь заметить и неожиданные недостатки. Когда приходит человек извне и объясняет, почему  какой-то момент неудачен, это бесценно. И защищать, и отстаивать правоту в таком случае станет только дурак. Но есть один нюанс.  У хорошего поэта должен быть гениальный редактор, то есть уровень редактора должен быть выше и ни в коем случае не ниже. Только в этом случае работа редактора пойдёт на пользу произведению. Вот и уровень критика тоже должен быть не ниже уровня поэта.

– А у твоего творчества есть такие критики? Мне на ум почему-то сразу пришла гениальный, на мой взгляд, сыктывкарский поэт Надежда Мирошниченко.

– К близким людям, конечно, прислушиваюсь, а Надежда Александровна вообще «за скобками», потому как она – не только моя литературная крёстная. Она всех поэтов Ухты в творческом плане знает, как облупленных. Поэтому то, что говорит Надежда Мирошниченко, я воспринимаю абсолютно.  Я могу быть с чем-то не согласна, могу быть чем-то недовольна, но прислушаюсь однозначно. Много раз такое было, когда сказанное ею слово догоняло меня через год, через два.  Я понимала, что она была права, просто в тот момент я не могла это воспринять. Но это не её проблема, и точно не проблема текста, а моя. Текст ни в чём не виноват, его просто нужно довести до совершенства, ну или хотя бы до ума.

– А это правда, что последнее стихотворение – самое любимое?

– Первые 15 минут. Сначала перечитываешь и думаешь: «Ай, да я! Ай, да … и т. д» Носишься с ним, как с писаной торбой. На следующий день смотришь уже и думаешь: «Господи, в кого ты такой родился?»

– Как ты относишься к молодым ухтинским авторам, которые показывают тебе свои стихи?

– Текст надо препарировать нещадно, но при этом соблюдая уважение к автору.

– Ты чувствуешь груз ответственности перед поклонниками своего творчества?

– У меня нет однозначного ответа на этот вопрос.  Как говорит та же Надежда Мирошниченко, если ты написал хотя бы одну строчку, ты уже отвечаешь перед великой русской литературой. С красивой фразой всегда хочется согласиться. Она коварна. Как красивой женщине трудно отказать, так и с красивой фразой то же самое.  Тем не менее, когда дело доходит до практики, у меня уже нет  уверенности, что это на 100% так. Да, то, что ты написал, тебе больше не принадлежит. С этим надо смириться. Это тяжело. Ты родил ребёнка и он уже отдельная от тебя личность, отдельный человек со своей судьбой.  Со стихами и произведениями   ровно то же самое. Они начинают жить своей жизнью, «раздёргиваться» на цитаты, на статусы в социальных сетях. Кстати, это всегда очень приятно. Но, когда ты становишься производной своих стихов, становится обидно. Это всё равно, что музыканта приглашают в компанию «потусить», и говорят: «Ты гитару-то не забудь». К тому же заслуги здесь моей нет. Мне дано, я отрабатываю. Есть потребность, я пишу.

– Ты сказала «дано». Дано, это значит свыше. А какие у тебя отношения с Богом вообще? Кто это или что для тебя?

– В первую очередь, это, наверное, совесть и ответственность перед самим собой. Перед близкими людьми, конечно, но это всё равно через себя. На мой взгляд, если вот этого в душе изначально нет, то вызывать в человеке какую-то искусственную зависимость – боязнь наказания или желание поощрения какого-то высшего существа, это неверно.

– С духовным понятно, теперь о насущном поговорим: как ты относишься к материальному в принципе. Деньги для тебя, например, какое значение имеют?

– У меня в жизни как-то так всё складывается: легко приходит, легко уходит. Никогда не зацикливалась на материальной стороне вопроса. Может быть, жизнь сложилась настолько счастливо, что никогда не нуждалась по-настоящему. Деньги – это однозначно не цель, это вспомогательное средство для достижения каких-либо целей. К примеру, я  очень люблю путешествовать, а, чтобы поехать в какую-то желаемую страну, нужны соответственно средства.   Исходя из этого нужно уже оценивать свои возможности.

– Ещё один вопрос очень актуальный нынче: нужен ли современной женщине, на твой взгляд, мужчина и, если да, то зачем?

– (Смеётся). Да, общество стало нынче другим, женщине доступно образование, высокие должности, но психология – штука инертная, и меняется она далеко не такими темпами. В головах-то ничего не поменялось. Ты можешь не желать построить семью здесь и сейчас, но, в принципе, общество остаётся прежним в этом смысле, женщина, в первую очередь, сориентирована на семью, на детей, а потом уже на карьеру.  Это могло поменяться местами: то есть сначала карьерный рост, а потом дети, семья.  На деле же мы достигли только одного, что теперь можем позволить себе рассуждать о том, нужны ли нам мужчины или не нужны.

– Так незаметно «подкрались» мы к главной теме всего. Что есть для тебя любовь?

– Услышала как-то совершенно чудную вещь: когда женщина и мужчина заключают брачный союз, то она представляет себе, что теперь он  каждое утро будет приносить ей кофе в постель, покупать  дорогие подарки, вкусняшки, вывозить её к морю. Он же представляет, что теперь наконец будет есть нормальный борщ, уезжать на сутки на рыбалку, ходить с мужиками в баню и не переживать, что, приходя с работы, не готов ужин, а по квартире разбросаны носки. Но оказывается, что до их пересечения, ни один из этих сценариев не предполагал наличия мусорного ведра.  Что такое любовь каждый понимает по-своему.  Я против только одного проявления любви – маниакальной тяги быть просто не одному, неважно с кем. Боязнь себя, страх остаться наедине с собой – это в хорошем смысле незрелость, которую надо просто переступить.  Мне же кажется, что любовь – это потребность делать кого-то счастливым.  А чтобы себя дарить, собой нужно стать.

Ну и блиц из опросника Марселя Пруста.

– Какие добродетели в людях ты ценишь больше всего?

– Благодарность.

– Самое  любимое занятие?

– Спать.  Как любой нормальный ночной житель.

– Твоя главная черта?

– Спонтанность.

– Твоя идея о счастье?

– Душевное равновесие.

– Если не собой, то кем тебе хотелось бы быть?

– У меня очень сильна ассоциация себя с кошкой.   У людей есть внутренний ребёнок, а у меня внутренняя кошка.

– А в какой стране эта кошечка жила бы?

– В любой, лишь бы хозяева были хорошие. Кошка везде устраивается с комфортом.

– Способность, которой тебе хотелось бы обладать?

– Мгновенно успокаиваться и брать себя в руки. Не давать эмоциям влиять на то, что должно быть сделано.

– К чему ты испытываешь отвращение?

– К беспомощности, неспособности преодолеть в себе что-то.

– А какие слабости  ты людям готова простить?

– Да абсолютно всё! Но в какой-то момент наступает точка невозврата и дальше уже неважно, простил ты или не простил, ты просто не можешь находиться рядом.

Твоё любимое изречение?

Это гениальное изречение Ежи Леца, которое как нельзя лучше отражает ситуацию в стране и в мире: «Я думал, я на самом дне, но тут постучали снизу».

 

Яна Мацкив. Фото Олега Сизоненко

 
По теме
28 и 29 марта в Ухтинском университете проходит традиционная международная молодежная конференция «Севергеоэкотех», объединяющая студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов предприятий.
С 28 марта 2024 года в Республике Коми заявления для записи детей в первый класс принимаются через портал «Госуслуги».
Прием заявлений в первый класс в муниципальных общеобразовательных организациях начнётся в 09.00  для детей, имеющих внеочередное, первоочередное и преимущественное право приема, а также проживающих на закреплённой территории,
Управление образования администрации МО ГО «Воркута, городская профсоюзная организация с прискорбием сообщают, что 23 марта 2024 года ушла из жизни Мария Прокопьевна Рафалиене – ветеран Воркуты, заслуженный учитель Коми АССР,
Инициатива ЛДПР о новом порядке пересдачи ЕГЭ будет реализована - ЛДПР Заявление о новой процедуре пересдачи ЕГЭ прозвучало сегодня, 28 марта, на заседании Комитета Госдумы по науке и высшего образования с участием руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева и вице-спикера Палаты от ЛДПР Бори
ЛДПР
С 28 марта 2024 года в Республике Коми заявления для записи детей в первый класс принимаются через портал «Госуслуги».
Газета Вперёд
Председатель тарифного комитета Коми Анна Тюрнина сообщила, что с 2024 года в Коми введена дифференциация тарифов на электрическую энергию для населения по трем диапазонам в зависимости от объемов потребления.
Газета Трибуна
 День нутрициолога — это новый праздник, он отмечается 28 марта Профессия нутрициолога становится все более популярной, и праздник призван разъяснить ее особенности и задачи.
Роспотребнадзор
Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми - Syktyvkar.1istochnik.Ru Руководитель Минздрава Коми проинспектировал работу здравоохранения в этом муниципальном образовании Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми Федеральное государственное бюджетное образ
Syktyvkar.1istochnik.Ru
Terra incognita Коми края - Газета Республика Курвиметр, буссоль, теодолит, гониометр, планиметр и другие приборы с экзотическими названиями представлены на новой выставке в Национальном музее Коми.
Газета Республика
Оружие Победы привезли в Сыктывкар - Газета Республика В республике впервые открылась выставка из музея Михаила Калашникова Необычная выставка работает в Национальной галерее Коми.
Газета Республика